Логистические компании ждут быстрого развития рынка

25.01.2019 Новости отрасли

Логистические компании ждут быстрого развития рынка

Основные драйверы развития сегмента — рост онлайн-торговли, перевозок сборных грузов, логистического аутсорсинга и несырьевого экспорта. Географически рынок поддерживает в первую очередь азиатское направление.

Агентство INFOLine представило первый рейтинг транспортно-логистических компаний РФ, которые работают без активов или преимущественно без активов (когда большая часть выручки генерируется сегментом asset-free). Таким образом, рейтинг не учитывает крупных железнодорожных операторов и автоперевозчиков. Также исключены кэптивные компании. Как пояснил глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, рейтинг сформирован так, чтобы выделить сегмент логистики, ориентированный больше на развитие отношений с клиентами, нежели на использование транспортно-логистических средств. По выручке и тоннажу доставки он построен на данных за 2017 год, в большинстве компаний результаты 2018 года еще не подведены.

Первое место в рейтинге заняла входящая в ОАО РЖД «РЖД Логистика» с выручкой 33,7 млрд руб. (рост на 30,4%). На втором месте — «DHL Россия» (выручка профильных подразделений, входящих в холдинг,— 20,5 млрд руб.). На третьем — российский логистический оператор FM Logistic (подразделение одноименной французской группы) с выручкой 15,5 млрд руб. За ними следуют транснациональный контейнерный оператор ОТЛК ЕРА (по 33,3% у ОАО РЖД, железных дорог Белоруссии и Казахстана) и «Мэйджор Карго Сервис», входящая в структуру автодилера ГК Major. Авторы рейтинга не включили ее в число кэптивных, поскольку масштаб бизнеса далеко выходит за перевозки автомобилей.

_2019d013-07-01.jpg

Не хуже, чем годом раньше

Участники рейтинга заверили “Ъ”, что выводы релевантны и с учетом 2018 года: объемы увеличивались сходными темпами. «Ориентировочно выручка компании выросла примерно на 20%,— говорит глава "РЖД Логистики" Вячеслав Валентик.— Мы видели ощутимый рост спроса промпредприятий на комплексную услугу логистического аутсорсинга, когда клиент передает внешней компании в управление свою транспортную инфраструктуру». Также заметно увеличение объемов электронной торговли, добавляет он, отправки сборных грузов из Китая в РФ и Европу растут уже который год, и это подталкивает логистические компании разрабатывать новые продукты. По словам топ-менеджера, «РЖД Логистика» продолжит развивать текущие направления, активно работать на китайском и европейском рынках, а также не исключает «возможности приобретения различных логистических активов, в том числе через сделки M&A с игроками, имеющими интересную клиентскую базу, активы и компетенции в РФ и за рубежом».

Вице-президент по продажам и маркетингу DHL Express в России Анна Клинскова подтверждает, что «рынок экспресс-доставки в 2018 году продолжил положительную динамику»: «Рост наблюдался как в международной экспресс-доставке, так и в доставке по РФ; и в B2B-, и в B2C-сегменте. Самой быстрорастущей группой продуктов в портфеле DHL Express стала международная доставка, показавшая двузначные темпы роста как по доходам, так и по объемам». Основным драйвером экспортной экспресс-доставки стала интернет-торговля, показывающая рост более чем на 40%. «Что касается внутрироссийской экспресс-доставки, для нас приоритетным остается B2B-сегмент, который растет в пределах 10%,— уточняет Анна Клинскова.— В специализированных индустриальных решениях максимальные темпы наблюдались в сегменте экспресс-доставки для медицинской индустрии».

По словам президента ОТЛК ЕРА Алексея Грома, в 2018 году в сервисах ОТЛК ЕРА перевезено 280,5 тыс. TEU, рост составил почти 60%. «Железнодорожный коридор Китай—Европа—Китай становится все более конкурентоспособным и востребованным со стороны грузовладельцев»,— говорит он. По данным ОАО РЖД, в 2018 году транзитные контейнерные перевозки Китай—Европа—Китай выросли на 34%, а по результатам 2017 года — на 80%.

В «Елтранс+» среди трендов отмечают активный рост количества грузов в сегменте LCL (неполная загрузка контейнеров) из Юго-Восточной Азии, это касается мультимодальных перевозок через порты Дальнего Востока и железнодорожный переход Забайкальск. «Предполагаем, что такая тенденция сохранится в 2019 году»,— говорят в компании. Количество грузовых авиаперевозок из Азии также будет продолжать расти, частота грузовых рейсов будет увеличиваться, прогнозируют в «Елтранс+».

Тенденция сохранится

С учетом замедления темпов роста ВВП Китая, отмечает Алексей Гром, до 2023 года прогнозируется ежегодный средний рост объемов перевозок морским транспортом между Китаем и Европой на уровне 3%. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, прогноз на ближайшие годы на развитие рынка грузовых авиаперевозок «осторожно оптимистичный» — увеличение на 4%. «Тренды по динамике морских и авиаперевозок сильно уступают железнодорожному транспорту»,— уверен господин Гром. ОТЛК ЕРА намерена развивать мультимодальные перевозки через порты Калининградской области в направлении Европа—Китай, продолжить применять согласованную с железнодорожными администрациями в прошлом году технологию объединения поездов (XL-train), реализовать несколько крупных проектов с грузовладельцами в странах Европы.

По оценкам DHL Express, в 2019 году продолжится «уверенный рост в сегменте как внутрироссийской, так и международной экспресс-доставки», чему способствуют глобальное развитие электронной коммерции и «подчеркнутая на самом высоком уровне актуальность несырьевого экспорта в России». «Во внутрироссийских перевозках есть тенденция к увеличению межрегиональных перевозок, в особенности в сегментах железнодорожных перевозок и сборных грузов»,— добавляют в «Елтранс+».

По словам директора по развитию бизнеса «Itella Россия» Дмитрия Масальцева, во втором полугодии вступят в действие требования по передаче сведений по движению товара в рамках проекта «маркировка» в сегментах «фармацевтика», «обувь», «отдельные категории косметических товаров». «Это потребует как от клиентов, так и от логоператоров внести значительные изменения в IT-процессы, а также адаптировать бизнес-процессы под новые требования»,— добавляет он. По словам топ-менеджера, фактор снижения общей покупательской способности будет приводить к скромным темпам роста в различных сегментах товаров, что найдет также отражение в объемах хранения, складской обработки и доставки. «У клиентов наиболее активный рост наблюдается в доступных ценовых категориях товаров и снижение роста в премиальных категориях,— говорит он.— Восходящим трендом является развитие онлайн-канала продаж B2B-клиентов параллельно с традиционным офлайном».

Ключевыми изменениями в складском сервисе, говорит господин Масальцев, являются дефицит персонала в высокий сезон по определенным категориям (например, водители), а также ощутимое увеличение стоимости лизингового персонала вследствие трендов по «обелению» этой части складского бизнеса. «Пристальное внимание налоговой службы к собираемости НДС в целом влияет положительно на повышение прозрачности в логистической отрасли и формирование цивилизованного рынка в части как складского, так и транспортного бизнеса,— говорит он,— но также ведет к обострению конкуренции и некоторому повышению стоимости логистических услуг».

Господин Бурмистров как тренд в логистике отмечает очень серьезный фокус на развитии комплексных услуг: даже чисто операторские компании начинают развивать экспедиторский бизнес. Это предполагает более комплексное покрытие запросов клиента как в плане видов транспорта, так и на всех этапах цепочки поставок. В условиях, когда рынок железнодорожного подвижного состава, контейнеров, автотранспорта стал дефицитным, поясняет эксперт, у грузовладельцев усилилась потребность в квалифицированных посредниках, которые могут обеспечить диверсификацию рисков и повысить надежность логистики, в том числе за счет мультимодальных сервисов.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3862169

Возврат к списку

ЗАО “Контранс”
143131, Московская область, Рузский район, п.Тучково, ул.Восточная д.1, стр.5, участок №5
Тел: +7 (495) 609-66-38